суббота

Б20. Необходима реконструкция.

Большая Двадцатка требует основательной реконструкции .
Когда Манмохан Сингх призывал всех лидеров стран Большой Двадцатки объединить усилия и устроить мозговой штурм для решения проблем мировой экономики, он говорил о том, что, что в сложившейся ситуации разобщенности предстоящий саммит Б20 грозит обернуться пустой тратой времени. Ушло то чувство локтя, которое испытывали страны в самый острый период финансового кризиса. Теперь развитые и развивающиеся страны оказались по разные стороны баррикад. Они не могут договориться ни о диагнозе мировой рецессии, ни о способе лечения. Между тем, за трениями в вопросах валютной и торговой политики скрываются гораздо более глубокие проблемы. По мнению большинства членов Б172 - ста семидесяти двух стран Организации Объединенных Наций, не вошедших в Большую Двадцатку, - Б20 - это орган с сомнительной легитимностью, которому никто не давал полномочий брать на себя роль, которую он пытается выполнять. Эта проблема легитимности лишь усугубляет трудности, которые испытывает Б20, однако, ее решение может привести к учреждению нового органа с правомочным и работоспособным рабочим комитетом, который будет заниматься вопросами мировой экономики.


Принято считать, что принятие в Большую Семерку еще 12 новых стран плюс Европейский союз помогло улучшить координацию политических и экономических действий на мировом уровне. А проведение саммита политических лидеров стран Большой Двадцатки в 2008 году, помимо заседаний министров финансов Большой Двадцатки, еще больше способствовало решению этих задач. Тогда лидеры Б20 проявили поразительное взаимопонимание и стремление выполнять роль кризисного комитета. Будучи неофициальной группой, действующей через другие международные организации, они обладали достаточной гибкостью для решения различных задач. Но теперь Б20 замахнулась на большее. Ее члены утверждают, что "экономический вес и репрезентативность группы обеспечивает ей достаточную легитимность и дает ей право влиять на управление мировой экономикой и финансовой системой". Однако критики утверждают, что репрезентативность Большой двадцатки отвечает далеко не всем критериям легитимности, в частности, она "представляет" весь мир только в том смысле, что в ее странах-участницах проживает большая часть населения и они вместе производят большую часть мирового валового продукта.

Большая Двадцатка также не отвечает критерию легитимности процедур, в соответствии с которыми происходит отбор членов, не входящих в Большую Семерку. Также вызывает сомнение критерий определения представленности различных регионов. Члены, не входящие в Большую Семерку, выбирались теми, кто в нее входит, с министерствами финансов США и Германии во главе. Так, они по каким-то причинам, решили, что Испании, Нигерии, Бангладеш и Скандинавским странам там нечего делать, при этом стоит пригласить Аргентину, Австралию, Канаду и Саудовскую Аравию. Кроме того, членство в Большой двадцатке стало постоянным. Более тщательные консультации помогли бы разработать четкие критерии для определения членов нового Мирового экономического совета (GEC). В частности, необходимо учесть критерий репрезентативности, который означает, что группа должна представлять большую часть мирового населения. Второй критерий должен определять вес стран в мировой экономике (то есть, в конечном счете, возможность нового органа обращать решения в действия), измеренный по ВВП в терминах паритета покупательской способности. Кроме того, следует помнить о региональной представленности, это поможет гарантировать, что никто не остался в стороне. И, наконец, группа должна быть относительно небольшой, чтобы ее члены могли установить между собой доверительные отношения.

Шестнадцать стран соответствуют первым двум критериям, поскольку численность населения в этих странах, а также доля в мировом ВВП превышает 2%-ный порог (по данным на 2008 год). Если применить это правило, Большую Двадцатку должны покинуть Аргентина, Австралия, Мексика, Саудовская Аравия, Южная Африка, Турция, а на их место прийти Бангладеш, Нигерия, Пакистан и Испания. Чтобы удовлетворить третий критерий, регионы могут направлять в GEC дополнительно еще по одной стране, которая будет выбираться, например, путем выборов на региональном уровне. Таким образом, если учесть, что мир поделен на пять регионов, появится еще пять дополнительных мест. Генеральный секретарь ООН и президент Генеральной Ассамблеи своим присутствием еще больше повысят легитимность нового органа. Таким образом, в общем счете получается 23 места, что отвечает четвертому критерию о небольших размерах. Новая модель позволит лучше сбалансировать силы традиционных сверхдержав и новых, восходящих звезд, а также гарантирует надежный способ изменения политического баланса по мере изменения баланса экономического. Страны Большой Семерки будут продвигать эти изменения с тем же рвением, с которым индюшки приветствуют Рождество. Но ведь индюшек никто не спрашивает, не так ли?

Роберт Уэйд, профессор политической экономики в Лондонской школе экономики

Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Forex

0 комментариев: